календарь
популярные новости
мониторинг серверов
Написал(а) Sharpei_Faraon
слухи,dods в движке source 2 выйдет
Сегодня в 17:39:23
Написал(а) Falchestro
62
16 января 2018
Написал(а) Katerina
есть группа ватсапп пишите мне 89241704202 добавлю, Чемп в эту субботу 16 декабря ахаххахах бля смешнооо)
12 декабря 2017
Написал(а) Katerina
вы что издеваетесь 100 лет сюда не заходила,наткнулась вк на группу смотрю а там сайт этот,я думала он давно сдох уахахха
12 декабря 2017
Написал(а) Dekafal
Однако дратути
30 ноября 2017
Написал(а) Yakovlev
С Новым годом!!! 2442626778192359
22 ноября 2017
Написал(а) apach
))
17 ноября 2017
Написал(а) chegewara
ау чт там с сервером?
22 октября 2017
Написал(а) amerikano
Нужен ли вам новый сервер дод`c? ДА - 169 (99.41%)
20 октября 2017
Написал(а) Falchestro
Ну че там... Будет сервак, не?)
29 июля 2017
Написал(а) Yakovlev
Lupus_Severus 44
22 мая 2017
Написал(а) KorneL
йо народ
8 мая 2017
Написал(а) Yakovlev

7 мая 2017
Написал(а) Yakovlev
Я же люблю тебя!
16 апреля 2017
Написал(а) Yakovlev
Просто хочу посмотреть на твои фотки. Дай полюбоваться тобой 28
16 апреля 2017
Написал(а) Falchestro
Админочка сайт посетила))
8 апреля 2017
Написал(а) KorneL
эхх...походу никто не собирается оживлять сервер
4 апреля 2017
Написал(а) Falchestro
Пельмешка: попикапить)
21 марта 2017
Написал(а) Пельмешка
Yakovlev:тебе зачем?:)
20 марта 2017
Написал(а) f4rr3ll
No pesponse
8 марта 2017
Написал(а) amerikano
когда сервер? 60
19 февраля 2017
Написал(а) Yakovlev

10 февраля 2017
Написал(а) Yakovlev
Кто знает ID вконтакте Насти Пельмешки?
4 февраля 2017
Написал(а) amerikano
помню как меня аудитт забанил перманентно3 за аим)00)00)))19
4 февраля 2017
Написал(а) amerikano
когда сервак будет? 36
4 февраля 2017
Написал(а) Falchestro
Ахринеть, давно меня не было... С 2к17 всех))) Врубайте серв, поиграть хочется)))
21 января 2017
Написал(а) KorneL
100% за по голосованию
16 января 2017
Написал(а) Nataly-RKKA
Ребята, голосование в левой, нижней колонке, там же все видно)))
19 декабря 2016
Написал(а) KorneL
если что я ЗА
2 декабря 2016
Написал(а) KorneL
за что голосовать??
2 декабря 2016


Только зарегистрированные пользователи могут отправлять сообщения войдите или зарегистрируйтесь.
53126
635261
38914
461317
245657
452567
532248
402129
661536
28151
33749
411143
235964
546265
33260
35427
10426
32448
475016
191220
391858
73455
июля
09
Интересное » Статьи : M1 Абрамс
  • 85
 (голосов: 1)

28 февраля 1980 года в городе Лайма (штат Огайо) был выпущен первый танк М1 «Абрамс». Эта машина по сей день остается основным боевым танком армии США и символом их сухопутной военной мощи. Боевой путь «Абрамса» начался во время арабо-израильского конфликта 1982-1985 годов, но наиболее широко этот танк применялся во время иракских кампаний 1991 и 2003-2010 годов. В западных источниках «Абрамс» фигурирует как самый мощный основной боевой танк в мире после германского «Леопарда-2». Вместе с тем, не афишируется тот факт, что попытки создания нового ОБТ в США заняли почти 18 лет, а созданный в результате их «Абрамс» поначалу был весьма далек от совершенства. Несмотря на более чем двадцатилетний процесс доработок, некоторые недостатки машины не устранены до сих пор.

Для того, чтобы понять, что же в действительности представляет собой ОБТ «лучшей армии в мире», следует начать с истории его создания.



НАЧАЛО СОЗДАНИЯ ОБТ «АБРАМС»

К началу 1970-х годов прошлого века все более очевидным становилось отставание США в области танкостроения. К этому времени основным боевым танком вооруженных сил США являлся М60, принятый на вооружение в 1960 году, и отражавший достижения конструкторской мысли 50-х годов. В 60-х годах предпринимались неудачные попытки совместной американо-германской разработки танка MBT-70, а также удешевленной американской версии этого же танка XM803. Однако, обе эти машины в серию не пошли из-за неоправданно высокой сложности и большой стоимости.

Тем временем советская танковая промышленность выходила на качественно новый уровень. На секретном слушании в Конгрессе США было объявлено, что уже к середине 70-х годов отставание США от СССР в области танковой промышленности составит 5-7 лет, и М60 уже не будет соответствовать требованиям современной войны. Ситуация усугублялась массовыми поставками советских танков во враждебные США страны «третьего мира». В связи с этим было признано необходимым форсировать работы по созданию нового танка.

В феврале 1972 года американские военные сформировали рабочую группу, в состав которой вошли представители войск, фирм-разработчиков и штаба сухопутных войск для формулирования концепции нового танка, получившего индекс ХМ815 (впоследствии - ХМ1). Результатом работы группы стали опубликованные в августе 1972 года «Требования к материальной части». В них был определен набор качеств нового танка: выживаемость экипажа, обнаружение и захват цели, темп стрельбы, величина боекомплекта, маневренность, проходимость, живучесть узлов и систем, габариты, демаскирующие свойства, обслуживаемость. Эти качества увязывались ограничениями по стоимости производства и эксплуатации, возможностью производства в соответствии с заданным графиком. Таким образом, требования предусматривали значительные улучшения броневой защиты, подвижности, огневой мощи, а также надежности и долговечности, по сравнению с серийным танком М60, при ограничении стоимости про­изводства одного образца 503 тысячами долларов США по курсу 1972 года.

В январе 1973 года окончательная программа была одобрена. В ней предусматривались три основные фазы создания танка: первая — выбор одного из двух конкурирующих опытных образцов, вторая — полномасштабная техническая доработка утвержденного проекта и третья — серийное производство.

18 июля 1974 года с фирмами «Крайслер» и «Дженерал Моторс», выбранными для участия в конкурсе, был заключен контракт на разработку и изготовление опытных образцов нового боевого танка. Согласно условиям контракта, опытные образцы следовало представить на испытания к началу 1976 года.

Большое значение роль при формировании облика нового танка сыграла передача в 1973 году Соединенным Штатам британской технологии изготовления новейшей многослойной брони «Чобхэм». Это броня из керамического, алюминиевого и стального листов, скрепленных болтовыми соединениями. Такая броня значительно повышает стойкость как против бронебойно-подкалиберных, так и против кумулятивных снарядов.

Арабо-израильская война 1973 года, в которой впервые были массово применены РПГ и ПТУР, а также проблемы с разработкой 25-мм пушки «Бушмастер», которую предполагалось использовать в качестве дополнительного оружия, заставлили внести коррективы в требования к танку. Наиболее существенные из них: увеличение дальности стрельбы и возимого боекомплекта, усиление защиты кормы башни, замена пушки «Бушмастер» спаренным пулеметом калибра 7,62-мм.

В январе 1976 года, после трех лет проектных работ, начались испытания представленных конкурирующими фирмами опытных образцов.

Фирма «Дженерал Моторс» представила танк с классической компоновкой, 12-цилиндровым дизельным двигателем AVCR-1360-2 фирмы «Теледайн Континентал Моторс». Машина имела комбинированную подвеску с гидропневматической подвеской на первом, втором и шестом катках и высокопрочной трубчато-стержневой торсионной подвеской на третьем, четвертом и пятом опорных катках, а также упрощенную СУО от танка ХМ803. На танке была установлена броня типа «Чобхэм», получившая в США название «Барлингтон». По сути, представленный образец являлся коренной модернизацией не пошедшего в серию ХМ803.



ТАНК ХМ1 ФИРМЫ «КРАЙСЛЕР» - ПРОТОТИП ОБТ «АБРАМС»

В отличие от «Дженерал Моторс» «Крайслер» выпустил на испытания совершенно новый танк.

Шасси танка фирмы «Крайслер» имело семь алюминиевых опорных катков малого диаметра на каждый борт, с высокопрочными двойными (вал в трубе) торсионами. По заключению разработчиков, семь катков оказались лучшим решением, чем шесть, поскольку при увеличении стоимости танка всего на 800 долларов давали гораздо лучшие показатели удельного давления на грунт и увеличивали долговечность деталей подвески. Надежность подвески была подтверждена более чем 22000 км пробегов.

Кроме подвески у танка «Крайслера» был еще один козырь – газотурбинный двигатель (ГТД). Первоначально примененные на вертолетах, ГТД показали высокую эффективность по сравнению с обычными поршневыми двигателями. Работы по созданию газотурбинных танковых двигателей в США велись еще с 1961 года.

Наибольших успехов в сфере создания танковых ГТД удалось добиться фирме «Лайкоминг». «Крайслер» и «Лайкоминг» считали очевидным преимущество ГТД над дизельными двигателями. Так расчетный межремонтный пробег составлял 24000 км, что в 4-6 раз превышало аналогичный показатель танковых дизелей, а ресурс работы до капитального ремонта должен был составить 1800 часов — в 3 раза больше, чем у дизеля AVCR-1360-2. ГТД более устойчив к экстремальным температурным режимам по сравнению с дизелем. Он лучше запускается в холодную погоду, и не теряет мощность в жару. Без подогрева и без внешних источников энергии он пускается при -32°С за 1-2 мин. и выходит на полную мощность за 2,5 сек., перекрывая по данному показателю дизель в десятки раз. ГТД расходует в 10 раз меньше масла, работает с меньшим шумом и практически без дыма.

Для увеличения надежности ГТД была разработана концепция модульного обслуживания и ремонта когда на склад сдаются только вышедшие из строя блоки. Это помогало снизить потребность в запасных двигателях с 15 до 6 на танковую дививзию.

Забегая вперед, скажем, что с ГТД получилось не все так хорошо, как казалось вначале. Наряду с недостатками, обусловленными самой конструкцией двигателя: высокая стоимость, повышенный расход горючего, сложность работы под водой, в ходе испытаний танка ХМ1 выяснится низкая надежность ГТД. Но об этом речь пойдет ниже.

Третьим фактором, на который сделала ставку фирма «Крайслер», стала система управления огнем (СУО). Специалисты «Крайслера» понимали, что основную роль в стоимости танка играет именно электроника, поэтому был пересмотрен ряд требований, реализация которых в СУО опытного танка ХМ803 привела к чрезвычайной сложности комплекса управления огнем. Так, стоимость СУО и вооружения танка ХМ803 достигала 43% стоимости всей машины. Поэтому конструкторы «Крайслера» попытались достичь сопоставимой с ХМ803 точности стрельбы при стоимости приборов управления огнем в 23% от стоимости танка. Для снижения стоимости СУО конструкторы пошли на ее упрощениие ценой снижения функциональности. В ходе экспериментальных стрельб было установлено, что стабилизация оптической оси прицела в вертикальной плоскости в гораздо большей мере влияет на точность стрельбы, чем стабилизация в горизонтальной. Поэтому от двухплоскостной стабилизации пушки решено было отказаться, оставив лишь стабилизацию в вертикальной плоскости. По мнению разработчиков, с учетом экономии в стоимости системы, такое решение было приемлемым.

Еще одним шагом для уменьшения стоимости СУО стала замена баллистического вычислителя аналогового типа на цифровой вычислитель М21. Стоимость цифрового вычислителя составляет треть стоимости аналогового, сравнимого с ним по основным показателям. По мнению экспертов, которые участвовали в конструкторских испытаниях танков, СУО танка ХМ1 фирмы «Крайслер» удовлетворяет всем требованиям и обладает достаточным модернизационным резервом.

Одновременно с созданием нового танка США стремились унифицировать его части и узлы с разрабатываемым в ФРГ танком «Леопард-2», однако в конечном счете это привело к промедлениям в разработке американского танка и критике со стороны сената. Поэтому в дальнейшам США и ФРГ разрабатывали свои ОБТ самостоятельно.

12 ноября 1976 года фирма «Крайслер» была признана победителем конкурса на новый основной боевой танк для армии США. Договор на сумму 237 млн. долларов предусматривал изготовление в течение 3 лет 11 опытных образцов танка, элементов бронирования для испытаний обстрелом и восстановление двух образцов, принимавших участие на начальном этапе испытаний. Все эти работы были выполнены на танковом заводе в Детройте.

При выборе вооружения первых танков ХМ-1 было решено остановиться на нарезной 105-мм пушке М68А1 (английская пушка L7A1, выпускаемая по лицензии в США). На решение американцев повлияли результаты стрельб в феврале-сентябре 1975 года на Абердинском полигоне. В стрельбах, кроме М68А1, участвовали германская 120-мм пушка и английская 110-мм нарезная пушка с новыми американскими снарядами М-735.

Оперенный подкалиберный снаряд М-735 имеет металлокерамический сердечник на основе вольфрама. Температура его плавления составляет 3000 градусов по Цельсию. Таким образом, он хорошо выдерживает температуры, образующиеся при ударе снаряда о броню, и позволяет нарастить энергию удара. Этот снаряд обеспечивает пробитие 170-мм брони на дистанции 2000 м под углом 60 градусов к нормали, что соответствует уверенному поражению танка Т-62.

Но в конце стрельб американцы представили еще более новый и эффективный 105-мм снаряд М-774 с головной частью из обедненного урана. При меньшем весе, чем у 110- и 120-мм снарядов, он обеспечивал бронепробиваемость 180 мм с 2000 м и под углом 60 градусов. На многих танках НАТО уже стояли орудия калибром 105-мм, и новый снаряд позволял повысить огневую мощь танкового парка без замены вооружения. Меньший по сравнению со 110- и 120-мм орудиями вес и объем позволил увеличить боекомплект на 10-15 выстрелов.

Само орудие М68А1 имело ряд преимуществ по сравнению с пушкой танка М60А1. Ствол изготовлен из высокосортной стали, канал ствола хромирован. Быстроразьемное соединение сделало возможной быструю замену ствола. Сила отката орудия уменьшена с 75 т.с. до 57 т.с. за счет увеличения длины отката. Уменьшен внутренний объем, занимаемый орудием.

Боекомплект пушки М68А1 составил 55 выстрелов. Из них 44 выстрела размещены в двух отсеках ниши башни, изолированных от обитаемого отделения бронешторками толщиной 20 мм. Укладка в левом отсеке считается укладкой первой очереди, то есть более удобной, и при возможности в нее должны перегружаться снаряды из других укладок.

Дополнительным вооружением танка является спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет М240 с боекомплектом 11400 патронов и 12,7-мм пулемет M2HB c боекомплектом 1000 патронов, установленный на штыре вверху башни. Управление пулеметами осуществляется изнутри танка.

Защита от ОМП осуществляется с помощью фильтро-вентиляционной установки М13А1 и индивидуальных противогазов для членов экипажа. При этом ФВУ лишь снабжает членов экипажа отфильтрованным и нагретым до нужной температуры воздухом, но не защищает от отравляющих газов.

Связь внутри танка поддерживается с помощью танкового переговорного устройства AN/VIC-1, а с внешним миром с помощью радиостанции AN/VRC-12, в состав которой входят: приемопередатчик RT-246-VRC, усилитель AM-1780-VRCи дополнительный радиоприемник R-442-VRC. Приемопередатчик и радиоприемник выполнены по унифицированной схеме и имеют одинаковую модульную конструкцию. Диапазон частот приемопередатчика и радиоприемника находятся в пределах 30—76 МГц. Общее количество каналов связи 920. В приемопередатчике предусмотрена работа на 10 фиксированных частотах. Радиостанция может передавать сообщения по каналам закрытой радиосвязи временной стойкости с помощью аппаратуры 3ACT-SEC/KY-57.

Корпус и башня танка сварные, сложной конструкции, изготавливаются методом газовой резки броневых плит, затем сваркой листы соединяются в секции, которые обрабатываются механически на автоматах, и окончательно собираются.

Корпус прямоугольного сечения с острой носовой частью и почти вертикальным кормовым листом. Лобовая часть корпуса выполнена из многослойной брони, представляющей собой набор, состоящий из двух стальных листов из высокопрочной катанной брони (лицевого и тыльного), между которыми помещен слой наполнителя, состоящий из слоев нейлоновой сетки и титана (есть варианты наполнителя из керамических стержней). Стальная броня имеет сложный состав. Ее прочность достигает 200 кг/мм. Сведена до минимума площадь зон, ослабленных амбразурами и люками. Если на М60 она составляла 21,2% то на ХМ-1 – 7,85%.

Снижение уязвимости достигнуто также за счет внедрения барбета, защищающего стык башни с корпу­сом, более удачного размещения люка механика-водителя, уменьшения площади фронтальной проекции маски благодаря размещению спаренного пулемета под вспомогательным прицелом. Толщина верхнего лобового листа корпуса переменная — от 50 до 125 мм. Угол его наклона составляет 83 град., а боковых листов до 30 град. По бортам корпуса навешены секционные, выполненные также из многослойной брони, откидные экраны толщиной 60 мм. Башня выполнена в виде многогранника с наклонными лобовыми и боковыми стенками. Лобовые детали башни по конструкции защиты аналогичны корпусным. Толщина броневых листов башни резко дифференцирована — от 25 мм до 125 мм на самых ответственных участках. Лобовая броня танка ХМ1 обеспечивает защиту от 105 мм бронебойно-подкалиберных снарядов М728 со стальным сердечником на дальности в 1000 метров, а также легких ПТУРС (с бронепробиваемостью в 450-550 мм) в секторе примерно 20-30 градусов от продольной оси. Для повышения противоминной стойкости передняя часть днища в зоне первых четырех торсионов составляет 32 мм. Задняя часть днища имеет толщину 12,5 мм. Как недостаток отмечается отстутствие в днище аварийного люка для эвакуации экипажа, когда покинуть танк через штатные люки нет возможности.

Бортовые листы в зоне силового отделения имеют толщину от 25 до 32 мм. Передние бортовые листы в зоне отделения управления и боевого отделения 60 мм. Общая масса брони танка ХМ1 составляет 30 тонн, или 52% от веса машины.

В 1978-1979 годах были произведены войсковые и технические ходовые испытания танков ХМ1. В результате испытаний была констатирована низкая надежность танка ХМ1. Была выявлена масса недостатков и отказов различных систем, из которых наиболее серьезными стали отказы ГТД, сбросы гусениц, быстрый износ их соединительных звеньев. Всего на испытаниях произошло 19 поломок ГТД, из которых большинство пришлось на системы топливную и забора воздуха. При попытках запуска ГТД при минус 25 градусах по Цельсию не было получено ни одного успешного результата. В системе поворота башни был выявлен принципиальный конструктивный недостаток, из-за которого она не могла вести огонь в любом направлении.

В октябре 1979 года были проведены дополнительные ходовые испытания 11 предсерийных машин, каждая из которых прошла по 6440 км. За это время было зафиксировано 615 отказов, заменено 6 двигателей. В конечном итоге военные совместно со специалистами фирмы «Крайслер» «схитрили», и выработали новую систему оценки машин, согласно которой часть поломок имела «нулевой вес», поскольку якобы не препятствовала выполнению боевой задачи. Когда часть поломок была просто сброшена со счетов, оказалось, что среднее расстояние безотказного пробега танка составляет 481 км. На основании этой цифры было принято решение о запуске ХМ1 в серию. Первоначально планировалось построить 352 машины.



СЕРИЙНЫЕ ОБТ «АБРАМС»

28 февраля 1980 года с заводского конвейера сошел первый серийный образец нового танка, названный «Абрамсом» в честь начальника главного штаба сухопутных войск армии США Крейтона Абрамса, который в годы Второй Мировой войны командовал танковым батальоном.

Однако итоги испытаний нового танка были подвергнуты критике со стороны главного финансового управления (GAO), которое говорило о необоснованности заявленного расстояния безотказного пробега в 481 км. Это могло привести к перерасходу денежных средств на содержание танкового парка одной дивизии до 8 млн. долларов в год. В ходе дальнейшего изучения ситуации было установлено, что затраты на содержание батальона, оснащенного М1, примерно на 40% выше, чем батальона, оснащенного М60А1. Вероятность пробега М1 6440 км без замены силовой установки составляла всего 37%.

Тем не менее, производство «Абрамсов» набирало обороты. Здесь играли роль не столько военные и экономические, сколько политические мотивы. В связи с тем, что «Крайслер» самостоятельно не мог выдержать запланированные темпы производства, к нему дополнительно привлекли фирму «Дженерал Дайнемикс». Уже с 1981 года «Абрамсы» начали поступать в части, дислоцированные в Европе. В 1982 году американцы на «Абрамсах» заняли первое место в соревнованиях танковых экипажей НАТО, которые проводились в условиях, приближенных к боевым. К тому времени часть недостатков «Абрамса» была устранена, и надежность машины повысилась. Были отмечены преимущества «Абрамса» по сравнению с М60А1. Подразделения, оснащенные «Абрамсами», в 1,7-2,5 раза быстрее совершали марши, эффективность их огня была в 1,2-1,7 раза выше, защита их тоже была выше за счет возрозшей толщины брони и более низкого силуэта. Вместе с тем, при полной заправке 1893 литра танк проезжал всего 345 км вместо заявленных в ТТХ 443 км. Огонь из 12,7-мм пулемета ночью вестись не мог из-за отсутствия ночной ветви в зенитном прицеле.

К 1985 году было изготовлено уже 2374 танка М1 «Абрамс» со 105-мм пушкой М68А1. Однако столкновения в Южном Ливане между танками М1 и сирийскими Т-72, показали небходимость срочного улучшения боевых качеств «Абрамса». На дальности 1500 м огонь американской 105-мм пушки против Т-72 оказался полностью неэффективен. В то же время советские 125-мм бронебойно-подкалиберные снаряды снаряды ЗБМ-12 имели начальную скорость полета 1780 м/с и бронепробиваемость 210 мм на дистанции 2000 м. Это ставило под сомнение возможность «Абрамса» вести дуэли с новыми советскими танками. Было решено произвести серию доработок танка, получивших название «Блок-1». 105-мм пушку предполагалось заменить 120-мм гладкоствольной германской, фирмы «Рейн металл», определенной в качестве стандартного орудия для армий стран НАТО. Однако, прежде чем удалось решить все технические проблемы, связанные с установкой на «Абрамс» нового орудия, танк получил еще ряд доработок, в частности, из-за усиления бронирования башни изменилась технология ее производства, была установлена доработанная трансмиссия, а также новая гусеница Т-156. «Абрамс» с этими доработками получил индекс IPM1. Усиление брони повлекло за собой увеличение массы машины на 890 кг. Максимальная скорость ее при этом упала с 72 до 66 км/ч.

После установки 120-мм гладкоствольного орудия М256А1 (американская версия пушки «Рейн металл») «Абрамс» получил индекс М1Е1.

После ряда усовершенствований М1Е1 с 1984 года пошла в серию новая модификация «Абрамса» - М1А1. Из-за возросшего калибра орудия боекомплект танка уменьшился до 40 снарядов. Основным противотанковым боеприпасом М1А1 являлся бронебойный подкалиберный снаряд М829 с средечником из обедненного урана (начальная скорость 1650 м/с, бронепробиваемость 250 мм под углом 60 градусов). Однако из-за высокой стоимости этих снарядов в боекомплекте их было всего 10 штук. Также в боекомплект входили кумулятивные снаряды М830, выполнявшие также роль и фугасных снарядов.

Еще одним новшеством М1А1 была установка ФВУ М43А1, способной обеспечить защиту экипажа от радиоактивной пыли и отравляющих веществ без использования противогазов.

В связи с возросшей на 2 т массой танка была усилена ходовая часть. Объем топливных баков увеличен до 1997 л, что добавило 50 км к запасу хода.

В декабре 1985 года на заводе в Детройте были выпущены первые два танка М1А1. Новые танки в первую очередь начали поставляться в части, дислоцированные в Западной Германии, а с 1986 года – в Корпус морской пехоты США.

Одновременно был начат комплекс работ по усовершенствованию «Абрамса», получивший название «Блок-2». В ходе его была повышена защита танка за счет брони с применением обедненого урана. Плотность брони из обедненного урана в 2,5 раза выше стальной. Сетка из обедненного урана вплеталась в броню в процессе литья. Это повысило защиту «Абрамса» против ПТУР и бронебойных подкалиберных снарядов. «Абрамс» с броней из обедненного урана получил индекс М1А1HA (“Heavy Armor” – тяжелая броня). Его вес возрос до 62,5 тонны. Однако у специалистов были опасения, что обедненный уран, имеющий низкий радиоактивный фон, при длительном нахождении экипажа внутри танка может привести к радиоактивному заражению организма человека и развитию злокачественных опухолей. То же самое касалось боеприпасов с сердечниками из обедненного урана. Боевые действия во время «Бури в пустыне» подтвердили эти опасения. 35 экипажей «Абрамсов», принимавших участие в операции, получили различные степени заражения частицами, которые образовывались при разрушении урановых сердечников. Кстати, германцы до сих пор отказываются от снарядов с сердечниками из обеденного урана как раз по причине их вредного воздействия на организм.

Всего в 1986-1993 годах было выпущено около 4800 танков «Абрамс» М1А1.

В конце 80-х годов встал вопрос о разработке нового танка, которому надлежало сменить «Абрамс». Однако распад Советского Союза сделал эту проблему не столь острой. Вместо разработки нового танка, было решено ограничиться дальнейшей доработкой «Абрамса» по программе «Блок-2».

В рамках данных работ «Абрамс» был оснашен новой интегрированной системой управления вооружениями, в результате чего его боевые возможности существенно возросли. Благодаря внедрению независимого панорамного тепловизионного прицела командира, нового прицела наводчика со стабилизацией в двух плоскостях, тепловизионного прибора наблюдения для механика-водителя экипажу стало удобнее наблюдать за полем боя и обнаруживать цели. На танке была установлена новая боевая управляющая система IVIS. Боекомплект 120-мм орудия составил 42 выстрела. Новая модель «Абрамса» получила индекс М1А2. Первые образцы данного танка сошли с конвейера в сентябре 1990 года. Одновременно с выпуском новых танков М1А2 руководство США планировало модернизировать 1 тысячу уже существующих «Абрамсов» М1А1 до модели М1А2. Стоимость 1 «Абрамса» М1А2 на конец 90-х годов составляла 4,5 млн. долларов США, а модернизация одной машины М1А1 до уровня М1А2 составляла 2,5 млн. долларов.

В 2000 году создана новая версия «Абрамса» М1А2 – М1А2SEP. Командир и наводчик получили ночные прицелы второго поколения. Не очень удачная система IVIS заменена системой управления войсками FBCB2. Усилено бронирование.

Еще одна версия «Абрамса» - M1A2TUSK (“Tank Urban Survival Kit”) снабжена рядом усовершенствований для боя в городе. В их числе: дополнительный зенитный пулемет М-240, противокумулятивные резиновые экраны на борта, телефон для связи с пехотой.

По данным на 2010 год, армия США располагает 4393 ОБТ «Абрамс» М1А1 и 1174 М1А2. Еще 403 М1А1 имеет Корпус морской пехоты США.



ОБТ М1 «АБРАМС» – КОМПОНОВКА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Танк М1 «Абрамс» имеет традиционную компоновку с передним расположением отделения управления, средним — боевого отделения и кормовым — моторно-трансмиссионного отделения.

«Абрамс» выгодно отличается от предшественников силуэтом и общей конфигурацией. По сравнению с М60 его высота уменьшилась на 375 мм, ширина – на 150 мм. Боекомплект, топливо и рабочая жидкость гидросистемы расположены изолированно, что вытекает из требований к живучести танка.

Внутренний объем танка составляет 19,7 кв.м., из которых на долю отделения управления приходится 2,5 кв.м., боевого отделения — 10,4 кв.м. и силового отделения — 6,8 кв.м.

Экипаж «Абрамса» состоит из 4 человек: командир, наводчик, заряжающий, механик-водитель.

Отделение управления. В отделении управления посередине находится рабочее место механика-водителя. Механик-водитель занимает в сиденье полулежачее положение.

В отделении управления размещаются передние топливные баки — справа и слева от сиденья водителя, органы управления танком, щитки управления и контрольных приборов, баллоны ППО, механизм откидывания люка, педали остановочного и стояночного тормозов и другое оборудование.

Боевое отделение. Боевое отделение «Абрамса» по своему размещению и компоновке принципиально не отличается от традиционных для США схем. Оно расположено под вращающейся башней и имеет три рабочих места: командира танка — сзади справа и выше рабочего места наводчика, наводчика — впе­реди командира и заряжающего — слева от пушки на вращающемся сиденье в нижней части боевого отде­ления.

Рабочее место командира танка предусматривает пять возможных положений командира при выполнении им своих функциональных обязанностей:

— в положении 1 командир сидит и, пользуясь оптической приставкой, может наблюдать за целью, прицеливаться и вести огонь из пушки и спаренного пулемета. Для этой цели у него имеется рукоятка системы дублированного управления приводами наведения;

— в положении 2 командир сидит, откинувшись назад, он может вести наблюдение через смотровые приборы или через зенитный прицел. При обнаружении цели, он, наклонившись, занимает положение 1;

— в положении 3 спинка сиденья опущена на подушку, крышка люка приподнята, командир, стоя на спинке ведет наблюдение через щель между крышкой люка и крышей башни;

— в положении 4 крышка люка полностью откинута, сиденье приподнято, и командир, высунувшись по грудь из люка, ведет наблюдение вперед и по сторонам. Он может при необходимости вести в этом поло­жении огонь из пулемета;

— в положении 5 командир стоит на платформе сиденья при откинутой спинке и подушке, высунув­шись по грудь из люка. Он может вести круговое наблюдение.

Рабочее место наводчика расположено впереди от командира. Основным инструментом его работы является прицел наводчика. Основной прицел установлен справа от пушки. Он выполнен в одном блоке с лазерным дальномером и оптической приставкой, обеспечивающей возможность пользования прицелом командира. На лицевой панели прицела-дальномера размещены щитки приборов управления наводчика. Справа сверху расположен щиток режимов работы СУО. Правее основного прицела расположен щиток контрольных приборов тепло-визионной ветви прицела. Вспомогательный прицел наводчика расположен справа от пушки и слева от основного прицела. Справа от основного прицела установлен электронный цифровой баллистический вычислитель. Он смонтирован в металлическом ящике, закрытом дверцей, фиксирующейся в открытом (рабочем) положении.

На рабочем месте заряжающего расположены: приемник радиостанции R-442/VRC, непосредственно под ним приемопередатчик RT-246/VRC, усилитель звуковой частоты AM-1780/VRC, рукоятка ручного управления затвором пушки, отражатель стреляных гильз, который в рабочем положении снимает с блокировки электрическую цепь спуска пушки, коробка ТПУ C-1045X5-1/VRC, селекторная коробка выбора частот C-2742/VRC, обеспечивающая включение радиостанций и выбор рабочих диапазонов частот, коробка автоматов защиты цепей, коленный выключатель привода шторки ниши боеукладки, стопор башни и пульты управления контрольных приборов. Кроме того, на рабочем месте заряжающего крепятся ящик со снаряженными лентами 7,62-мм патронов для спаренного пулемета, запасные стволы к 7,62-мм пулеметам, продпаек для экипажа и ЗИП 1-й очереди. Заряжающий производит заряжание сидя. Его сиденье вращающееся, снабжено, как и у других членов экипажа, ремнями безопасности, которые вместе с поворотными защитными устройствами и ограждением механизма выброса стреляных гильз призваны обеспечить безопасность работы заряжающего при движении машины.

Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса и занимает 52,8% от общего объема корпуса. В нем размещены:
силовой блок, состоящий из ГТД, силовой передачи с встроенными дисковыми тормозами, системы питания двигателя воздухом, системы охлаждения, оборудования системы питания воздухом, смазки и запуска;
масляный бак двигателя;
аккумуляторные батареи (в отдельном отсеке на правом борту).

Топливная система включает встроенный шестеренчатый насос, гидромеханический регулятор подачи топлива и дополнительную электронную систему регулирования подачи топлива, обеспечивающую последовательность операций запуска и регулирования скорости подачи топлива. ГТД является многотопливным и может работать на дизельном DF-1, DF-2 и авиационном топливе JP-4, JP-5, керосине и бензине, а также на более тяжелых топливах для морских судов.

Топливо размещается в 6 соединенных между собой баках из высокопрочного полиэтилена, из которых 2 передних расположены в отделении управления по обе стороны от водителя, два задних — по обе стороны от двигателя и два наружных бака — сзади сверху. Топливо к двигателю подается только из задних (нижних) баков.

Система смазки и охлаждения. Для охлаждения масла двигателя и трансмиссии имеется система охлаждения, включающая вентилятор и 3 радиатора. В систему смазки двигателя входят масляный бак, картер редуктора с маслоотстойником, масляный фильтр, масляный насос и сигнальное устройство.

Заправочная емкость системы смазки двигателя — 24,7 л.

Расход мощности на нагнетатель ГТД — 30л.с.

Затраты мощности на систему охлаждения при температуре воздуха +15 С составляет 50 л.с, а при температуре выше 32 С — 100 л.с.

Трансмиссия. На танке установлена гидромеханическая трансмиссия Х-1100-ЗВ фирмы «Алиссон». Эта трансмиссия имеет одноступенчатый комплексный гидротрансформатор, четырехступенчатую пла­нетарную коробку передач и дифференциальный двухпоточный механизм поворота с гидрообъемным приводом управления.

Коробка передач обеспечивает 4 передачи переднего хода и 2 передачи заднего.

Остановочные тормоза — встроенные многодисковые, работающие в масле и охлаждаемые им. Привод управления тормозами — гидравлический. Тормоза рассчитаны на обеспечение эффективного торможения с замедлением 5—6 м/с. При резком торможении танка отмечаются случаи травмирования членов экипажа. Кроме гидравлического привода имеется ручной механический привод, который обеспечивает использование остановочных тормозов в качестве стояночных. Отсутствие тормозного действия ГТД приводит к интенсивному использованию тормозов особенно на длинных спусках и в других неблагоприятных дорожных условиях, что отрицательно сказывается на сроке их службы.

Для трансмиссии предусмотрены два режима охлаждения: при температуре охлаждающего воздуха ниже +32 С работает один радиатор, а выше +32 С автоматически включается второй радиатор.

Органы управления движения танком. Управление поворотом и подачей топлива осуществляется с помощью колонки, установленной впереди водителя. Колонка для удобства работы имеет 3 фиксирован­ных положения. Радиус поворота танка зависит от угла поворота колонки и от выбранного диапазона ко­робки передач, а также от частоты вращения вала двигателя.

Ходовая часть. На танке установлена традиционная ходовая часть, в состав которой входят семикатковый гусеничный движитель и торсионная подвеска. Гусеничный движитель состоит из 7 (на сторону} двухскатных обрезиненных опорных катков диаметром 635 мм со съемными алюминиевыми дисками, двух односкатных обрезиненных поддерживающих катков диаметром 250 мм, двух направляющих двухскатных колес, взаимозаменяемых с опорными катками, и двух ведущих колес заднего расположения со съемными зубчатыми венцами и гусениц с резинометаллическим шарниром.

Гусеница марки Т-142 двухпальцевая, моноблочная, обрезиненная, со стальным траком, с резино-металлическим шарниром и съемными резиновыми подушками с шевронными грунтозацепами. Гребни траков вильчатой конфигурации, съемные. Число траков в одной гусенице — 78. Ширина гусеницы — 635 мм, шаг — 193 мм. Резиновые подушки, по 2 на трак, крепятся к пальцам траков с помощью шпилек и гаек. Для движения по мягкому грунту или снегу подушки снимаются и края ячеек под подушки служат в качестве развитых грунтозацепов.

Масса ходовой части составляет 10 тонн, что соответствует 18,9% от общей массы танка.

Электрооборудование. Система электрооборудования однопроводная с номинальным напряжением 24 вольта. В качестве источников питания служат шесть 12-вольтовых свинцово-кислотных батарей, расположенных в продольном правом отсеке силового отделения. Общая емкость — 300 Ач.

Основной генератор переменного тока со встроенным выпрямителем мощностью 15,6 кВт, напряжени­ем 27,5 — 28,5 вольт, силой тока 650 А. С 1983 года устанавливается вспомогательный генератор, спарен­ный с ГТД зарядного агрегата «Джемини», мощностью 10 кВт при напряжении 28 вольт.

СУО и приборы наблюдения. «Абрамс» оснащен СУО фирмы «Хьюз Эйркрафт». Основной прицел наводчика «Абрамса» М1А1 имеет тепловизионный прибор и лазерный дальномер. Дневной канал обладает двухкратным или девятикратным увеличением. Основной прицел наводчика стабилизирован в вертикальной плоскости. Кроме того, у наводчика имеется вспомогательный восьмикратный нестабилизирвоанный прицел М920.

Командир использует отвод от основного прицела наводчика, и при необходимости может стрелять из орудия вместо него. Трехкратный нестабилизированный прицел М938, установленный во вращающейся башенке, позволяет командиру вести огонь из 12,7-мм пулемета. Для кругового обзора по периметру командирской башенки установлены 6 перископов. Электронный баллистический вычислитель с высокой точностью выдает угловые поправки для стрельбы. Он автоматически получает информацию об удалении до цели (от лазерного дальномера), температуре воздуха скорости, текущем угле возвышения пушки. Для расчета угловых поправок экипах вручную вводит данные о типе снаряда, износе ствола и некоторые другие.

На «Абрамсе» М1А2 вращающаяся башенка с прицелом М938 заменена неподвижной. На ней установлены 8 перископов, обеспечивающих круговой обзор. Прицел М938 ликвидирован. Механик-водитель получил тепловизионный прицел. Прицел наводчика стабилизироан в двух плоскостях.

Вооружение. «Абрамсы» М1 и IPM1 вооружены 105-мм нарезной пушкой M68A1, стабилизированной в двух плоскостях. Боекомплект составляет 55 снарядов. В него входят снаряды пяти видов: бронебойные оперенные подкалиберные с отделяющимся поддоном, кумулятивные, бронебойно-фугасные, со стреловидными поражающими элементами и дымовые.

Последующие модификации «Абрамса» вооружены 120-мм гладкоствольной пушкой M256, стабилизированной в двух плоскостях. Боекомплект уменьшен до 40 снарядов (42 – на М1A2). В него входят снаряды: бронебойные оперенные подкалиберные с отделяющимся поддоном, кумулятивные, подкалиберные кумулятивно-осколочные, подкалиберные бетонобойно-фугасные, с готовыми шариковыми поражающими элементами.

Вспомогательное вооружение «Абрамса» состоит из двух пулеметов M240 с общим боекомплектом 11400 патронов. Один из них спарен с пушкой, а второй установлен перед люком заряжающего. На командирской башенке смонтирован 12,7-мм пулемет M2 с боекомплектом 1000 патронов.

Системы дымопуска. По обеим сторонам башни установлено по одному 6-ствольному, гранатомету английской конструкции М239 для метания дымовых гранат.

Заряжание гранатомета ручное с выходом из танка. Стрельба может производиться группами по три выстрела с каждой стороны. Для этой цели на щитке контрольных приборов командира имеется панель гранатомета, на которой установлен переключатель и две кнопки.

Воспламенение дымовых гранат L8A1 происходит на высоте 7—10 метров над грунтом Дальность метания гранат — 30 метров. Через 3 сек. после выстрела образуется облако дыма высотой 30 метров и шириной 100.

Помимо дымовых гранатометов на танке установлена термодымовая аппаратура. Принцип действия аппаратуры заключается во впрыскивании дизельного топлива в выхлопную трубу и неполного его сгора­ния в ней.

Газотурбинный двигатель «Абрамса» Lycoming AGT-1500 выполнен в одном блоке с транансмиссией X-1100-3B. Данный блок массой 3860 кг может быть заменен менее чем з 1 час. Мощность двигателя составляет 1500 л.с. Газотурбинный двигатель обеспечивает танку «Абрамс» высокую приемистость – до скорости 30 км/ч он разгоняется за 6 с.

Примечание: толщина брони дана в эквиваленте броневой стали, т.е. реальная толщина бронеплит "Абрамса" меньше.


ЭКСПОРТНЫЕ ПОСТАВКИ «АБРАМСОВ»

Вначале США пытались поставить «Абрамс» странам Западной Европы в качестве основного боевого танка, однако эти попытки не увенчались успехом. Тогда США заинтересовались ближневосточным рынком. Первым танки М1 решил экспортировать Египет. В 1988 году было заключено соглашение, согласно которого США должны были поставить этой стране небольшое количество готовых «Абрамсов», а также комплектующие для сборки танков на заводе в Каире. Первый танк, собранный в Египте, сошел с конвейера в 1992 году. В настоящее время эта страна имеет 973 танка «Абрамс» М1А1.

Саудовская Аравия для замены своих устаревших танков заказала «Абрамсы» в модификации M1A2. В отличие от американских танков, эти машины не оснащены «тяжелой броней», за счет чего их вес несколько уменьшен. В настоящее время Саудовская Аравия располагает 315 «Абрамсами», из них 115 - в строю, 200 – на хранении.

Еще одной ближневосточной страной, принявшей «Абрамс» на вооружение, стал Кувейт. Здесь «Абрамс» выиграл конкурс у британского «Челленджера». Поставки начались в 1992 году. Сейчас Кувейт имеет 218 танков М1А2.

Ираку планируется поставить 140 «Абрамсов» М1А1, однако первые танки начали поступать только в августе 2010 года.

В отличие от Ближнего Востока, попытки американцев поставить «Абрамсы» европейским странам потерпели неудачу. В сравнительных тестах, проводившихся в Европе, «Абрамс» неизменно проигрывал германскому «Леопарду-2» и российскому Т-80У. Так, например, на конкурсе, проводившемся в 1998 году в Греции, при совершении тысячекилометрового марша «Абрамс» часто останавливался в связи с необходимостью регулировки двигателя. При преодолении брода глубиной 2,15 м произошло затопление двигателя. При сходе со стенки высотой 1 м греческий экипаж получил травмы. Обучение экипажа на «Абрамсе» требовало 3 месяца и 120 выстрелов. Для сравнения, обучение экипажа на Т-80У заняло 10 дней, при этом сделано 16 выстрелов. В итоге ни одно европейское государство так и не приняло «Абрамсы» в качестве ОБТ для своих вооруженных сил.



«АБРАМС» В ВОЙНАХ

Впервые «Абрамс» «понюхал пороху» в 1982 году в Южном Ливане. Назревала очередная арабо-израильская война. Три сирийских Т-72 при совершении обкаточного марша внезапно столкнулись с колонной из трех танков неизвестной конструкции. Это не были ни израильские «Меркавы» ни американские М60. Последние при виде сирийских танков сразу же перестроились в линию для атаки и открыли огонь. Один Т-72 получил попадание в башню, в результате которого броня не была пробита, однако заглох двигатель, а экипаж получил контузию средней степени. У второго Т-72 был поврежден двигатель. Сирийцы (под руководством сопровождавшего их советского военного советника) в долгу не остались, и ответным огнем почти сразу же поразили два вражеских танка. Третий, забрав раненых, поспешно отступил. Сирийцы осмотрели подбитые танки, однако взять их на буксир не смогли, поскольку нужно было буксировать свой подбитый Т-72, а горючего оставалось немного. Прибыв на базу, танкисты доложили о случившемся. Было решено выслать разведку в квадрат, где произошел бой. Однако по прибытии на место разведчики обнаружили лишь множество следов от колесной техники (видимо, тягачей), сами же подбитые танки исчезли. Впоследствии, участниками того боя по фотографиям был опознан новейший американский танк «Абрамс». По-видимому, американские машины, на то время еще секретные, проходили на Ближнем Востоке какие-то испытания. Непонятно только, зачем американцам было ввязываться в бой. Видимо, они рассчитывали на преимущество своей техники, но победа в этом бою осталась за Т-72.

Второй, более значительный эпизод боевой деятельности «Абрамса» относится к операции «Буря в пустыне» в 1990 году. В составе войск антииракской коалиции была собрана мощная танковая группировка (5600 машин), основу которой составили «Абрамсы».

Американцы опасались иракских Т-72М и Т-72М1, которые в 1988-89 гг. прошли модернизацию по усилению лобовой защиты. Поэтому «Абрамсы» М1 и IPM1 со 105-мм орудиями было решено пустить во втором эшелоне для борьбы с второстепенными целями и устаревшими танками Т-54 и Т-55. В первом эшелоне должны были действовать танки M1A1 и M1A1HA (733 и 1223 единицы соответсвенно).

Большую опасность для американских танков представляли минные поля, установленные в первой полосе иракской оброны. Для преодоления минных полей часть «Абрамсов» вошла в состав противоминных рот и была оснащена минными тралами типа «плуг». Установка минного трала хотя и предохраняла танк от подрыва на мине, но вызывала повышенный расход мощности при тралении, что в условиях жары приводило к перегреву масла в системе двигателя и трансмиссии. Поэтому трал можно было применять только в сыпучем грунте, в прочих случаях использовали удлиненные заряды и штатные миноискатели.

17 января 1991 года началась наступательная воздушная операция против Ирака, которая продолжалась 43 дня. Авиация союзников уничтожила 500 иракских танков, 476 самолетов, вывела из строя практически все аэродромы и наземные станции ПВО.

24 февраля того же года началась наземная наступательна операция антииракской коалиции. Иракская армия, будучи уже ослабленной непрерывными воздушными ударами союзников, не смогла организовать полноценной обороны. Все что могло предпринять иракское командование – организованно вывести свои войска из окруженных противником районов, что в конечном итоге, и было сделано. Поэтому крупных танковых боев в этой операции было немного.

В то же время для прикрытия отступления своих войск иракцам иногда приходилось жестко обороняться. 25 февраля части элитной механизированной дивизии Тавалкана республиканской гвардии Ирака заняли позиции в 70 км от Кувейт-Сити, блокируя продвижение войск союзников к западу от иракско-саудовского нефтепровода. Несмотря на постоянные удары с воздуха, дивизия сохранила боеспособность. Иракцы не успели полностью укрепиться, в частности не были в нужном объеме оборудованы проволочные и минные заграждения. Задача прорыва иракской обороны в этом районе была возложена на части 7-го Армейского корпуса США. Это было недолгое, но ожесточенное сражение, получившее название «Битва 73 истинг». Бой шел в песчаной буре и под дождем. «Абрамсам» пришлось столкнуться с иракскими Т-72 и Т-55, а также расчетами РПГ. Иракцам было тяжело бороться с американской техникой, поскольку на вооружении они имели советские бронебойно-подкалиберные снаряды, снятые с вооружения еще в 1973 году. Тем не менее, «Абрамсы» имели подавляющее превосходство лишь в столкновении с устаревшими танками Т-55 и их китайской версией «Тип 59». Против Т-72 все получалось не так однозначно. Впервые за эту войну американцы официально признали потерю двух «Абрамсов» М1 (потеряны во время проведения разведки боем первым батальоном 2-го бронекавалерийского полка 7-го АК). Еще 5 «Абрамсов» и 4 БМП «Бредли» 1-й бронетанковой дивизии 7-го АК были потеряны от «дружественного огня» во время прохода через инженерные заграждения иракцев. Возможно, потери американской бронетехники во время боя были и больше, но точные сведения о них отсутствуют. Во всяком случае, в какой-то момент времени командир 1-й бронетанковой дивизии Д.Вайсман вообще отказался от продолжения атаки, несмотря на требования центрального командования, и подразделениям дивизии пришлось отступить в тыл для перегруппировки. Логично предположить, что потеря лишь нескольких танков вряд ли заставила бы американскую бронетанковую дивизию отступить. По иракским позициям был нанесен массированный удар артиллерии. В середине дня 27 февраля части 1-й пехотной дивизии 7-го АК начали наступление на позиции иракцев. Последним удалось продержаться до вечера 27 февраля. К этому времени части дивизии «Тавалкана» были практически полностью разгромлены. Тем не менее, им удалось выиграть время для отступления основных сил иракской армии.

Для борьбы с более сильным противником, коим являлись американские «Абрамсы», иракцам иногда приходилось проявлять чудеса военной хитрости. Так, 26 февраля на окраинах Эль-Кувейта иракское подразделение, оснащенное 9 танками Т-62, пытаясь выйти из окружения, выкинуло над своими машинами белые флаги, и развернуло их башни стволами назад. Американцы, поверив, что иракцы сдаются, ослабили контроль, за что и поплатились. Приблизившись на дистанцию 300 м, иракские Т-62 быстро развернули стволы вперед, и нанесли американцам мощное огневое поражение. Было уничтожено 5 «Абрамсов», еще столько же повреждено. Иракцы, пройдя через боевые порядки противника, вырвались из окружения.

Еще одним примечательным танковым сражением было столкновение между «Абрамсами» М1А1 и иракскими Т-72 в районе авиабазы Саман в 300 км восточнее Багдада. В том бою было повреждено и уничтожено 68 американских танков. Еще два танковых сражения произошли в ночное время в районе Басры. Точный их итог неизвестен, однако американцам в этих боях так и не удалось разбить противостоявшие им подразделения республиканской гвардии. Впоследствии иракские военные заявили, что очень довольны боевой живучестью Т-72.

Всего за время «Бури в пустыне» американцы потеряли 50 «Абрамсов». Учитывая, что танковый парк Ирака на то время состоял в основном из устаревших Т-54/55/62, такие потери можно считать значительными. Конечно, потери Ирака были во много раз большими. За время войны уничтожено 500 Т-72, однако значительная часть их – в результатае авиаударов.

Как уже говорилось, иракские Т-72 имели на вооружении советские бронебойные подкалиберные снаряды первого поколения. Оказалось, что даже этими устаревшими боеприпасами можно пробить броню «Абрамса», правда, на дистанции до 800 м.

Так что присвоенный «Абрамсу» западной прессой титул «самого непробиваемого и надежного танка в мире» оказался несколько преувеличеным.

В дальнейшем «Абрамс» использовался в Сомали и Югославии, однако эти боевые эпизоды не заслуживают особого внимания. В этих конфликтах танки использовались, как подвижные огневые точки, и серьезного противодействия не встречали.

Вторая иракская кампания 2003 года (операция «Свобода Ираку») стала еще одним конфликтом, в котором «Абрамсы» использовались достаточно массированно. В этой войне было задействовано 1135 «Абрамсов». Однако информация об их боевом применении раскрывается командованием вооруженных сил США крайне неохотно. В основном все сводится к заявлениям о высоких боевых качествах этого танка. Тем не менее, в интернете можно увидеть немало фотографий изуродованных до неузнаваемости «Абрамсов», встретивших свой конец в Ираке. Известно, что части иракской регулярной армии во вторую кампанию оказывали слабое и непродолжительное сопротивление силам коалиции. Зато практически сразу после вторжения на территории Ирака стала разгораться партизанская война. Партизаны не имели современного противотанкового оружия. Они боролись с танками при помощи взрывных устройств и ручных противотанковых гранатометов. Сбоку, а особенно в нижней боковой части корпуса «Абрамс» вполне уязвим для гранатометчиков. Стандартная тактика партизан по уничтожению американских танков заключалась в следующем. Танк обездвиживали при помощи подрыва мощного фугаса. Затем он расстреливался с боков из нескольких гранатометов. При наличии рядом с танком пехоты она отсекалась снайперским и пулеметным огнем.

По официальным данным американского командования, с 2003 по 2006 годы повреждения получили 70% «Абрамсов», дислоцированных в Ираке, из них 20 были потеряны безвозвратно.

30 марта 2008 года на сайте американской газеты "USA Today" появилась информация о безвозвратных потерях «Абрамсов» с начала второй иракской кампании. Согласно данным издания, они составили 80 машин. В принципе, это не очень много, учитывая, что за этот же период времени нападениям партизан хотя бы единожды подверглось 800 танков. Точно так же русские теряли свою бронетехнику в Чечне, особенно в городских боях. Показательны бои в Фаллудже, где американские танкисты понесли высокие потери. Боевиков, укрывавшихся в зданиях, нельзя было достать ничем, кроме танковых орудий, и в город пришлось ввести «Абрамсы».

На основании опыта двух иракских кампаний нельзя говорить о полной несостоятельности «Абрамса». Это современная боевая машина с мощной лобовой броней, достаточно эффективным вооружением и СУО. Вместе с тем такие недостатки «Абрамса» как ненадежный двигатель, избыточная боевая масса, относительно слабая защита бортов, кормы и крыши, сложность в управлении не позволяют назвать этот танк лучшим в мире. Просто танкостроение никогда не было сильной стороной американцев. «Лучшим в мире» «Абрамс» сделала американская пропаганда.

За время операции «Несокрушимая свобода», начатой в Афганистане в 2001 году, и продолжающеся по сей день, «Абрамсы» американцами вообще не использовались. Возможно, это обусловлено афганским горным рельефом, а также относительной слабостью противника – боевиков организаций «Талибан» и «Аль Каида». Однако в ноябре 2010 года в газете “The Washington Post” появилось сообщение о планируемой переброске в Афганистан 16 «Абрамсов» Корпуса морской пехоты. Эти машины должны будут обеспечивать огневую поддержку американских морпехов в боях с партизанами.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





Сказали спасибо: HUGO_STiGLiTZ, bAnzAI, mihasya, FROST, Serp.


Другие новости по теме:
комментарий №1 написал(а): ruslan4kee

copypaste master t32
комментарий №2 написал(а): MpaKo6eCc

запостите что нить про "Армаду"
комментарий №3 написал(а): Mangust

MpaKo6eCc,
давай )
комментарий №4 написал(а): npanop_ganzic

многабукав ниасилил t34

-------------------- Userbar --------------------
комментарий №5 написал(а): Kei_Duch

все решают бабки и ОТКАТЫ!!!неплохие, даже лучшие разработки были погублены из-за жадности продажных чиновников из министерств, как у нас, так и у пиндосов!!!
комментарий №6 написал(а): _C_T_P_A_X_

smiles72

-------------------- Userbar --------------------
комментарий №7 написал(а): Crazy_Ivan

Kei_Duch,
Какой еще нафиг деньги и то устарелый Т-62 может осилить Абрамса а то что будет если Т-90

-------------------- Userbar --------------------
комментарий №8 написал(а): Serp

http://worldoftanks.ru/ учитесь там =)
комментарий №9 написал(а): Crazy_Ivan

Serp,
так там же нету абрамса умник

-------------------- Userbar --------------------
комментарий №10 написал(а): Sharpei_Faraon

serp лол, ты не путай вторую мировую с современными

-------------------- Userbar --------------------
комментарий №11 написал(а): _C_T_P_A_X_

smiles45

-------------------- Userbar --------------------
комментарий №12 написал(а): gerz

Ели дочитал до конца, но в общем интересно. t50




речевки
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости сайта, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Copyright © 2009 - 2011  Соня  •  Сайт живёт on-line: 3116 - й день  •  Запросов в БД: 24  •  Время выполнения: (0.02653)
Warning: Unknown: open(/var/www/sonya/data/mod-tmp/sess_hqf8h37j1vt38cpm3c0b9ocru1, O_RDWR) failed: No such file or directory (2) in Unknown on line 0 Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/var/www/sonya/data/mod-tmp) in Unknown on line 0